Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


Verification: b5010b88b0477054f09a54ce75d971f0

     «И сердце жаждет блеска дня и счастья…»

(22 октября – 150 лет со дня рождения Ивана Бунина)

«…Печален долгий вечер в октябре!

     Любил я осень позднюю в России.

     Любил лесок багряный на горе,

     Простор полей и сумерки глухие,

     Любил стальную, серую Оку,

     Когда она, теряясь лентой длинной

     В дали лугов, широкой и пустынной,

     Мне навевала русскую тоску...

     Но дни идут, наскучило ненастье -

     И сердце жаждет блеска дня и счастья…»

(Иван Бунин. «Запустение», отрывок, 1903 г.)

Трепетно и нежно любил Россию самый интересный и загадочный из всех вновь открытых русских писателей недавнего прошлого Иван Бунин. Его литературный путь начался в те времена, когда жили и творили Гончаров и Григорович, Салтыков-Щедрин и Лесков, Успенский и Жемчужников.  Именно он внес в русскую литературу неизвестные ранее темы и звучания, создал свой ни с чем не сравнимый стиль, до дня сегодняшнего поражающий нас своей яркой необычностью и неожиданной современностью. И во всем его творчестве - милый сердцу образ родины. Начиная с первой опубликованной книги, поэтического сборника «Стихотворения», молодой поэт размышляет на философские темы и описывает русскую природу.

Cвоё первое стихотворение Иван написал, находясь в фамильном имении Бутырки Орловской губернии, в 8 лет, затем последовали очерки и рассказы. Известность же пришла к Бунину поздно, после 40 лет, перед самой революцией.

 В 1915-м Иван Бунин - на пике популярности. В это время выходят его знаменитые рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Сны Чанга».

В 1917 году писатель оставляет революционный Петроград. Полгода он проводит в Москве, а в мае 1918 года уезжает в Одессу. Там он напишет дневник «Окаянные дни»…

Но и в этот период своего наивысшего успеха он был оценен немногими. Одним из таких, кто сразу оценил талант Бунина, считая его лучшим русским писателем и поэтом эпохи, был Максим Горький.

Вскоре после революции, в начале 1920 года, Иван Алексеевич покидает Россию и эмигрирует в Париж. В те времена французскую столицу часто именовали «уездом русской литературы», здесь проживали русские журналисты-эмигранты и писатели-изгнанники. Бунин ведёт активную общественно-политическую деятельность и вскоре становится одной из главных фигур эмигрантской оппозиции. В этом же году Иван вступает в парижский Союз русских писателей и журналистов.

Годы Бунина в эмиграции плодотворны - он много работал, его книги издавались практически каждый год. Писателю удалось опубликовать за рубежом собрания своих дореволюционных произведений, они были приняты публикой с восторгом. Здесь родились рассказы «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Божье древо». В них Бунин стремился соединить поэтический и прозаический язык, отводя важное место образным деталям второго плана. Например, в «Солнечном ударе» автор описал раскаленный добела живописный волжский пейзаж.

Самым значительным произведением, завершённым в 1933 году, в эмиграции, стал роман писателя «Жизнь Арсеньева». Именно за него Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, присудили Нобелевскую премию: «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». Имя автора стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатали.

В 1944 году Бунин закончил сборник «Темные аллеи», куда вошли 38 рассказов. Среди них - «Чистый понедельник», «Баллада», «Муза», «Визитные карточки». Девять лет спустя он дополнил собрание еще двумя рассказами «Весной, в Иудее» и «Ночлег». Сам автор считал лучшим своим произведением именно рассказ «Темные аллеи».

Его последний шедевр - стихотворение «Ночь» - датирован 1952 годом.

На Родину писатель уже не вернулся… Отъезд из России Бунин считал несчастьем всей своей жизни. В эмиграции он не мог писать стихов, но писал прозу, пропитанную любовью к родной стране. Россия всегда жила и навсегда осталась в его сердце.  В сердце, жаждущем блеска дня и счастья…