Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

15 мая - День рождения Михаила Афанасьевича Булгакова 

 

«Я – Мастер,

творящий для вас! 

Душа моя – в книге… 

Готов я писать 

Года, нет, столетья подряд! 

И я до сих пор не устал повторять, 

Что рукописи НЕ ГОРЯТ!»       

                          Юлия Светлова

  Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15.05.1891 в семье профессора Киевской духовной академии. Его детство и юность прошли в Киеве.

В творчество писателя Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины (очерк "Киев-город", 1923). 

  В 1909 г. Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание "лекаря с отличием".

 Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ко времени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. Летом 1916 г. он был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы, затем с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного врача" (1925—1927).

 События 1917 г. прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. О ключевом значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ "Необыкновенные приключения доктора" (1922).

     В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого, осенью 1921 г. он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот шаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в последние дни своего пребывания на Кавказе.

 Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря его же словами, — "бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца" (1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.).

  Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия", который был самой любимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926). У нее своя примечательная судьба, предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась в 1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя.

  Но ни одна из пьес и инсценировок Булгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована при его жизни. Вследствие этого его пьесы 1920—30-х гг. (те, что шли на сцене), будучи несомненным театральным явлением, не были в то же время явлением литературы. Лишь в 1962 г. издательство "Искусство" выпустило сборник пьес Булгакова. На рубеже 1920—30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмо правительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (1930 г.), который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания.

 В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса "Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита").

     Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.

 «…Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий. Борьба с цензурой, какая бы она ни существовала, - мой писательский долг, также как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода…» (говорил  М.А. Булгаков)

  В жизни Булгакова было немного ярких, значительных событий. Но с уверенностью можно сказать, что созданное им в литературе и театре принадлежит к самому драгоценному, что когда-либо было сотворено в России и мире.

  Как пишет О.Н. Михайлов в книге «М.А.Булгаков. Судьба и творчество»: «Михаил Булгаков— крупнейший писатель XX века», «…своими произведениями как бы перекинул мост через Серебряный век в советскую литературу непосредственно к золотому веку нашей изящной словесности — от Пушкина и Гоголя до Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Льва Толстого. Его “Белая гвардия”, “Собачье сердце”, его драматургия — “Дни Турбиных”, “Бег”, “Кабала святош” (“Мольер”), “Последние дни” (“Пушкин”), наконец, роман “Мастер и Маргарита” — вехи творчества Булгакова и всей русской литературы»

  

Источники:

  Михайлов, О.Н.  М.А. Булгаков. Судьба и творчество / О.Н. Михайлов. — М.: Просвещение, 2011.

  Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т2. - М.: Просвещение. -  1998, с. 226