Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

 12 ДЕКАБРЯ – 250 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРАМЗИНА

(1766-1826),

ПИСАТЕЛЯ, ИЗДАТЕЛЯ, ИСТОРИКА 

 

  «Подвиг честного человека... Н. М. Карамзин»

 

«Карамзин представляет, точно, явление

   необыкновенное. Вот о ком из наших писателей

 можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего

не зарыл в землю и на данные ему пять талантов

 истинно принес другие пять. Карамзин первый

 показал, что писатель может быть у нас

независим, и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве…»

Н. В. Гоголь

 

 Николай Михайлович Карамзин родился в родовом поместье Знаменское (село Михайловка) Симбирской губернии 1 (12) декабря  1766 г. Отец его, Михаил Егорович, капитан в отставке, вёл род свой от татарского военачальника Кара-Мурзы, поступившего на службу к московскому царю ещё в XVI веке. Матери, Екатерины Петровны, Николай лишился вскоре после своего рождения.

 На берегах Волги прошло детство будущего писателя. На всю жизнь в его памяти остались воспоминания о волжских просторах.

 Азам грамоты маленького Колю научил дьяк, и  Карамзин перечитал почти всё, что было им найдено на домашних книжных полках.

 В 1775 году, для продолжения образования, Николая отвезли в Москву и отдали в частный пансион университетского профессора Иоганна Матиаса Шадена. Это был один из лучших московских пансионов. Профессор обучал юношу по университетской гуманитарной программе, языки в которой занимали главное место. Он усердно изучает латинский, греческий, французский и немецкий. Но круг его интересов был значительно шире. Юноша живо интересовался литературой, историей, эстетикой. В 1781 -1782 годах Карамзин как вольнослушатель посещал лекции в Московском университете. И уже в эти годы проявилось литературное призвание Николая.

 По окончании обучения в пансионе, по настоянию отца, Карамзин прибыл в Петербург и поступил на военную службу в Преображенский полк. Но она не привлекала его. Ещё в пансионе Николай проявил склонность к литературным занятиям, в Петербурге он их продолжил. В 1783 году в печати появился его первый перевод идиллии швейцарского поэта Геснера – «Деревянная нога».

 Смерть отца изменила неожиданно его судьбу: 1 января 1784 г. он подал в отставку и больше не служил, а всю оставшуюся жизнь посвятил литературному труду.

 По совету земляка, переводчика И.П. Тургенева, Карамзин переезжает в Москву. Там, войдя в круг соратников просветителя Н.И. Новикова, издававшего первый русский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума», участвует в работе над ним сначала в качестве сотрудника, а затем и редактора журнала. Это было для него настоящей литературной школой. Новиков, привлекавший Николая к сотрудничеству в своих многочисленных изданиях, угадал в молодом человеке будущего писателя.

 Н.М. Карамзин внес большой вклад в развитие детской литературы. Он был замечательным детским писателем, написал и перевел для юных читателей около 30 произведений. Его переводы в «Детском чтении» написаны чистым русским языком, простыми, короткими фразами. На страницах «Детского чтения для сердца и разума» в 1789 году стали появляться его первые опыты в стихах и прозе. Тогда же была опубликована и первая повесть Карамзина «Евгений и Юлия». Усилия писателя в обновлении слога сказались с наибольшим успехом в этой оригинальной, «истинно русской повести». Официально творческий путь Николая Михайловича начался именно с появления в столичной печати этого произведения. Своим творчеством писатель пробудил интерес к детской литературе у широких кругов общества. Литературно-педагогические задачи детского журнала подсказывали молодому Карамзину необходимость создавать новый слог. Так подготавливалась его будущая стилистическая реформа.

 В середине мая 1789 г.,  юный автор, 23 лет от роду, отправился в длительное путешествие по Европе.

 Вернувшись на родину в сентябре 1790 г., Карамзин загорелся идеей создать собственное печатное издание. Он отказывается от какой-либо государственной службы, не хочет быть чиновником. Ему, писателю,  дорога независимость. Да и время требовало активного общественного служения. По этому пути и собирался идти Карамзин. Он писал, что «…в России литература может быть ещё полезнее, нежели в других землях: чувство в нас  новее и свежее; изящное тем сильнее действует на сердце и тем более плодов приносит. Сколь благородно, сколь утешительно помогать нравственному образованию такого великого и сильного народа, как российский».

 Идея быстро была воплощена в реальность: издаваемый им с января

 1791 г. по 1792 г. «Московский журнал» молниеносно завоевал популярность у столичных читателей, особенно после того, как на его страницах Карамзин опубликовал свою «Бедную Лизу». «Письма русского путешественника», которые писатель начал публиковать в журнале в этом же году, упрочили его литературную славу. Работа над «Письмами» несколько раз прерывалась и возобновлялась вновь. В 1801 г. «Письма» вышли в завершённом виде отдельной книгой. Их своеобразие проявилось в историческом подходе автора к изображаемым событиям, в исторической оценке политики и культуры разных европейских стран.

 И в повестях, и в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзин отказался от тяжёлой книжной конструкции предложения с глаголом в конце, создал, опираясь на нормы разговорной речи, лёгкую, изящную фразу, передающую эмоциональную выразительность слова, тем самым вошёл в историю как реформатор русского языка. Обогатив его словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный», он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и др. Созданный им в поэзии особый слог помог рождению новых художественных взглядов. Найдя «слова для тонких чувств», он пробивал дорогу в будущее, на которую встанут Жуковский, Батюшков и Пушкин ещё при его жизни.

 Лето 1793 г. становится рубежом творческой жизни писателя.

 Но в начале XIX века Карамзин вновь заявляет о себе как создатель журнала.  «Вестник Европы», издаваемый им с 1802 г., и объединивший талантливых поэтов Г.Р. Державина, И.И. Дмитриева, В.А. Жуковского, состоял из трёх отделов – литературы, критики и политики. Публикуемые в журнале критические статьи, излагавшие программу развития национально-самобытной литературы,  оказывали плодотворное влияние на поколение молодых писателей. Он призывает их писать «простыми русскими словами», утверждая, что русский язык по природе своей обладает богатейшими возможностями, позволяющими автору выразить любые мысли, идеи, чувства: - «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности».

 Во время издания журнала Карамзин все более входит во вкус исторических статей.

 Среди прочих произведений, полюбившихся современникам Карамзина, была  его историческая повесть «Марфа Посадница», в которой писатель обращается к прошлому отечества.

 Казалось, писатель достиг вершины славы и успеха, но вдруг он резко меняет свою судьбу. И оставляет всё, что так блистательно начал – прозу, поэзию, публицистику, журналистику.

 Лишь немногие знали о том, что «изящная словесность» оставлена ради работы над новым, грандиозным трудом, замысел которого Н.М. Карамзин вынашивал давно.

 Карамзин проникся мыслью, что знание отечественной истории, живой интерес к ней – первое условие подлинного патриотизма. «Я не верю той любви к отечеству, - писал он, - которая презирает его летописи или не занимается ими; надобно знать, что любишь, а чтобы знать настоящее, должно иметь сведения о прошедшем».

 В октябре 1803 г., по Указу Александра I и при посредстве товарища министра народного просвещения М.Н. Муравьева, он получает официальный титул историографа и 2000 рублей ежегодной пенсии, с тем, чтобы написать полную историю России.

 С 1804 г., прекратив издание "Вестника Европы", Карамзин погрузился исключительно в её составление, взяв на себя многолетний подвижнический труд, подвергая себя добровольному заточению наедине с летописями и книгами.

 Писатель получает доступ к важнейшим историческим архивам, возможность работать с редчайшими изданиями и, получая пенсион, небольшое государственное пособие, позволяющее содержать семью, целиком сосредотачивается на историческом труде.

 В 1816 г. он издал первые 8 томов "Истории Государства Российского" (в 1818 - 19 годах вышло их второе издание), в 1821 г. - 9 том, в 1824 г. - 10-й и 11-й.

 В 1826 г. Карамзин умер, не успев дописать 12-й том. “Орешек не сдавался” — на этой фразе обрывалась его рукопись, повествующая о героической обороне русского народа под руководством Минина и Пожарского крепости Орешек от шведов в 1612 г.

  В течение 22 лет составление истории было главным занятием писателя. В «Примечаниях», которые составят более трети объёма «Истории государства Российского», Карамзин комментировал источники, делал выписки, сравнивал, сопоставлял. До сих пор историки обращаются к «Примечаниям», изумляясь громадности труда автора.

    По словам А. С. Пушкина, -  «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».

 «История» Карамзина стала замечательным произведением русской художественной прозы, которое сам автор назвал «исторической поэмой». Написанной ярко, увлекательно, таким языком, который  Белинский назовёт «дивной резьбой по меди и мрамору».

 И здесь можно добавить ещё одну фразу А.С. Пушкина, ставшую крылатой: «…создание “Истории государства Российского” — не просто великое литературное предприятие, но и “подвиг честного человека”.

 Данные слова — “подвиг честного человека — и характеризуют жизнь Карамзина в целом. Совершая “подвиг честного человека”, он не только сотворил себя, но и многое определил в строе русской жизни.

 С первых зрелых своих сочинений до последнего громадного исторического труда Карамзин неизменно оказывался автором, притягивающим к себе многие поколения русских литераторов. Его творения стали точкой отсчета для дальнейшего литературного движения, а имя Карамзина - одним из самых значимых имен русской культуры.

 Произведения писателя широко представлены в библиотеках на книжно-иллюстративных выставках, посвящённых его жизни и творчеству.

  Источники:

  •  Бухаркин, П. Е. Н. М. Карамзин - человек и писатель - в истории русской литературы [Текст] / П.Е. Бухаркин; С.-Петерб. гос. ун-т; Науч. ред. Герд А. С. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 26,(1)с. — (Научные доклады). — Библиогр. в примеч.: с. 25-27.
  • Живописный Карамзин, или Pусская история в картинах [Текст] : От Pюрика до нашествия татар, 860-1238 гг.: Для сред. шк. возраста / Послесл. Миловановой О. — Саратов : Pегион. приволж. изд-во "Дет. кн.", 1995. — 287с. : ил. ; 22 см. — (Антикварная библиотечка : АБ). (использованы материалы послесл. Миловановой, О. «Возвращение Карамзина»,  с. 254-281)
  • Карамзин, Н.М. Сочинения: в 2-х т. Т.1 Автобиография. Письма русского путешественника. Повести  / Сост., вступ. Статья Г.П. Макогоненко., коммент. Ю.М. Лотмана, Г.П. Макогоненко. – Л.: Худож. Лит. 1983. – 672 с. (использованы материалы вступ. статьи Макогоненко Г.П. «Николай Карамзин – писатель, критик, историк», с.5-50)